В этот знаменательный праздник для страны я бы хотел поделиться с вами, друзья, одним кейсом на тему «Как не надо искать SMM-специалиста». По иронии судьбы этот пост я пишу в День народного единства по истечение одного интересного «дедлайна». Но обо всём по порядку.
В нашей стране есть замечательный вокальный коллектив «Кватро», чьё творчество я люблю и всегда радуюсь, когда их выступления попадаются мне на глаза.
29 октября я вижу stories в Instagram о том, что «Кватро» ищут SMM-специалиста. В анкете необходимо было указать контакты для связи и… «кейсы, желательно с цифрами». Оставляю свои данные без кейсов (о которых могу говорить долго, отдельно и не всегда цензурно...), и через несколько дней забываю об этом, поскольку обратной связи не поступило.
3 ноября, в 17:35 мне приходит сообщение от ассистентки Леонида Овруцкого со следующим предложением:
«Если для Вас актуальна вакансия SMM, выполните, пожалуйста, тестовое задание. Подготовить пост-знакомство с группой Кватро: текст, фото + видео 1 мин в обработке, хештеги. Дополнительно можете сделать инфографики к посту, но это не обязательно. Результаты присылайте в этот диалог до 18:00 4 ноября.»
Сообщение приходит на WhatsApp, поэтому я его вижу не сразу. Номер незнакомый. Когда же вечером, примерно часа в 22, я ознакомился с заданием, то был крайне разочарован. По пунктам:
Выводы и впечатления от такого щедрого предложения смотрите в «карусели» к посту.
Для начала давайте просто прикинем время для выполнения задания. Называть буду примерные цифры, т.к. тут всё индивидуально:
- Поиск и осмотр видеоматериалов для ролика (до 3 часов).
- Составление сценария видео (ролик должен носить приветственный и ознакомительный характер с коллективом) (до 2 часов).
- Скачивание, нарезка и монтаж кусков из разных видео в минутный ролик (от часа до 2 часов).
- Цветокоррекция, субтитры, спецэффекты, переходы (до часа).
Почему так долго? Да потому что «Кватро» - это не деревенские тиктокеры, которые снимают на коленочке и в телефоне же всё монтируют. Простите, это уровень. И ЗНАКОМСТВО с группой должно происходить через КАЧЕСТВЕННЫЙ контент. Первое впечатление очень важно.
Как минимум, 8 часов, если погрузиться в задачу с умом, с ПОНИМАНИЕМ и ответственностью. То есть, я должен был, отложив все свои дела насущные и оплачиваемые проекты, сесть в ночь за мозговой штурм, чтобы успеть выполнить «тестовое задание» к дедлайну. Да ещё и текст написать. Тоже (желательно) не банальное перечисление биографий солистов.
Ассистентка группы либо вообще не понимает специфику SMM (а многие до сих пор думают, что SMM = постить картиночки и видосики), либо не считает поиск специалиста приоритетной задачей (кто даёт подобные поручения за сутки, а?), либо просто уже заранее относится ко всем кандидатам с неуважением. Либо… все эти варианты одновременно. Утверждать ничего не берусь, поскольку не знаком с человеком лично.
Если бы я искал SMM-специалиста, то до тестового задания (а оно не самое простое, кстати), хотя бы из вежливости, познакомился с кандидатом голосом. А разослать в WhatsApp такое – не великого труда дело.
И – да, просто лирическое отступление – подобный труд в серьёзных компаниях уже оплачивается. Даже тестовые задания. Но в данном случае ВООБЩЕ НОЛЬ информации о перспективах в случае успешного рассмотрения.
Что по итогу? Мой маленький протестный манифест.
Вместо эпилога я вновь хочу напомнить – пора наводить порядок в ПОНИМАНИИ digital-маркетинга. В нашей стране царит какое-то махровое мракобесие в восприятии цифрового сегмента рекламы и всего, что связано с digital. Трудится за компьютером человек? Да он бездельник! Пусть на завод идёт. И такие вот «тестовые» задания характеризуют отношение к нам, смм-щикам, как к людям самого последнего сорта, с которыми даже и разговаривать-то по человечески нет смысла, не то что платить что-то за, извините, труд. И, да… А в результате, кто у бизнеса во всём виноват? Конечно же «смм-щик» или директолог (выберите нужное сами). А, ну ещё программист немножечко.
Пока мы живём в отсутствии компетенции ответственных лиц, в НЕПОНИМАНИИ специфики запрашиваемых профессий, бардак в цифровом мире рекламы будет процветать. И обман.