Как не надо искать SMM-специалиста

04.11.2021

В этот знаменательный праздник для страны я бы хотел поделиться с вами, друзья, одним кейсом на тему «Как не надо искать SMM-специалиста». По иронии судьбы этот пост я пишу в День народного единства по истечение одного интересного «дедлайна». Но обо всём по порядку.

В нашей стране есть замечательный вокальный коллектив «Кватро», чьё творчество я люблю и всегда радуюсь, когда их выступления попадаются мне на глаза.

29 октября я вижу stories в Instagram о том, что «Кватро» ищут SMM-специалиста. В анкете необходимо было указать контакты для связи и… «кейсы, желательно с цифрами». Оставляю свои данные без кейсов (о которых могу говорить долго, отдельно и не всегда цензурно...), и через несколько дней забываю об этом, поскольку обратной связи не поступило.

3 ноября, в 17:35 мне приходит сообщение от ассистентки Леонида Овруцкого со следующим предложением:

«Если для Вас актуальна вакансия SMM, выполните, пожалуйста, тестовое задание. Подготовить пост-знакомство с группой Кватро: текст, фото + видео 1 мин в обработке, хештеги. Дополнительно можете сделать инфографики к посту, но это не обязательно. Результаты присылайте в этот диалог до 18:00 4 ноября.»

Сообщение приходит на WhatsApp, поэтому я его вижу не сразу. Номер незнакомый. Когда же вечером, примерно часа в 22, я ознакомился с заданием, то был крайне разочарован. По пунктам:

  1. Ассистентка, по всей видимости, не стала утруждать себя даже элементарным знакомством с кандидатами. Разослала ЗАДАНИЕ, не оговорив ни условия возможного сотрудничества, ни какие-то вообще подробности и перспективы.
  2. Задание по МОНТАЖУ и ОБРАБОТКЕ ВИДЕО поступает за сутки до дедлайна.
  3. Материал не предоставляется вообще. То есть, мне нужно, для начала,найти и скачать видео из доступных источников (а это означает - ПРОСМОТРЕТЬ И ВЫБРАТЬ наиболее подходящее), нарезать куски ролика для монтажа, смонтировать, обработать ролик (цветокоррекция, спецэффекты, субтитры). И ещё, конечно же, какие-то инфографики нарисовать. «Но это не обязательно». Вот добрая какая девушка, а…

Выводы и впечатления от такого щедрого предложения смотрите в «карусели» к посту.

Для начала давайте просто прикинем время для выполнения задания. Называть буду примерные цифры, т.к. тут всё индивидуально:

- Поиск и осмотр видеоматериалов для ролика (до 3 часов).

- Составление сценария видео (ролик должен носить приветственный и ознакомительный характер с коллективом) (до 2 часов).

- Скачивание, нарезка и монтаж кусков из разных видео в минутный ролик (от часа до 2 часов).

- Цветокоррекция, субтитры, спецэффекты, переходы (до часа).

Почему так долго? Да потому что «Кватро» - это не деревенские тиктокеры, которые снимают на коленочке и в телефоне же всё монтируют. Простите, это уровень. И ЗНАКОМСТВО с группой должно происходить через КАЧЕСТВЕННЫЙ контент. Первое впечатление очень важно.  

Как минимум, 8 часов, если погрузиться в задачу с умом, с ПОНИМАНИЕМ и ответственностью. То есть, я должен был, отложив все свои дела насущные и оплачиваемые проекты,  сесть в ночь за мозговой штурм, чтобы успеть выполнить «тестовое задание» к дедлайну. Да ещё и текст написать. Тоже (желательно) не банальное перечисление биографий солистов.

Ассистентка группы либо вообще не понимает специфику SMM (а многие до сих пор думают, что SMM = постить картиночки и видосики), либо не считает поиск специалиста приоритетной задачей (кто даёт подобные поручения за сутки, а?), либо просто уже заранее относится ко всем кандидатам с неуважением. Либо… все эти варианты одновременно. Утверждать ничего не берусь, поскольку не знаком с человеком лично.

Если бы я искал SMM-специалиста, то до тестового задания (а оно не самое простое, кстати), хотя бы из вежливости, познакомился с кандидатом голосом. А разослать в WhatsApp такое – не великого труда дело.

И – да, просто лирическое отступление – подобный труд в серьёзных компаниях уже оплачивается. Даже тестовые задания. Но в данном случае ВООБЩЕ НОЛЬ информации о перспективах в случае успешного рассмотрения.

Что по итогу? Мой маленький протестный манифест.

  1. Я уважаю группу «Кватро», ценю их творчество, но категорически не согласен с политикой ассистентов коллектива в плане подбора сотрудников. Я бы мог с ними сотрудничать, выполнить задание от души – качественно, с НЕРАВНОДУШИЕМ, но… такое предложение вынужден отклонить даже для теста.
  2. У соискателя глупо запрашивались кейсы и «желательно с цифрами». Когда уважаемые бизнесмены и работодатели поймут, что кейсы повторить невозможно? А нарисовать соискатель может что угодно. Я - не могу. Честный. Поэтому честно пишу - кейсы не предоставляю. Только компании, с которыми сотрудничал. и сотрудничаю по сей день. Впрочем, об этом будет моя следующая статья.
  3. Почему сотрудник в сфере digital воспринимается либо как бездельник, либо как волшебник? В SMM у нас плавно перетекли обязанности по съёмке, монтажу и обработке фото. А ещё и другие сферы маркетинга задеть неплохо было бы, правда? Контекстную рекламу, к примеру.
  4. Если для администрации группы выдать такое техническое задание для теста соискателям менее чем за сутки до дедлайна является НОРМАЛЬНЫМ, то мне страшно даже представить, в какие рамки будет поставлен тот, кого возьмут в SMM-щики «Кватро». Всё надо будет делать «вчера»?
  5. После таких вот соприкосновений с потенциальными партнёрами, сотрудниками негативное впечатление  создаётся, в первую очередь, о самом коллективе, и только потом уже о том, кто рассылает такие вот тестовые задания, устанавливая срок дедлайна заведомо, для знающего человека, нереальный..

Вместо эпилога я вновь хочу напомнить – пора наводить порядок в ПОНИМАНИИ digital-маркетинга. В нашей стране царит какое-то махровое мракобесие в восприятии цифрового сегмента рекламы и всего, что связано с digital. Трудится за компьютером человек? Да он бездельник! Пусть на завод идёт. И такие вот «тестовые» задания характеризуют отношение к нам, смм-щикам, как к людям самого последнего сорта, с которыми даже и разговаривать-то по человечески нет смысла, не то что платить что-то за, извините, труд. И, да… А в результате, кто у бизнеса во всём виноват? Конечно же «смм-щик» или директолог (выберите нужное сами). А, ну ещё программист немножечко.

Пока мы живём в отсутствии компетенции ответственных лиц, в НЕПОНИМАНИИ специфики запрашиваемых профессий, бардак в цифровом мире рекламы будет процветать. И обман.